Июл 20
Фарфоровая скульптура 19 века: Продавец пирожков, завод Гарднера, фарфор

Продавец пирожков. Завод Гарднера

В России красивые фарфоровые фигурки начали выпускать в  середине 18 века (примерно, с 1752 года), вскоре после того, как ученый Виноградов открыл тайну производства фарфора.  Изящные фарфоровые статуэтки тогда называли куклами. 

Поначалу в России было мало скульпторов, которые умели работать с фарфором. Но потом, в 1779 году на Невскую порцелиновую мануфактуру (она же — Императорский фарфоровый завод, Государственный фарфоровый завод имени Ломоносова, ЛФЗ) пришел настоящий специалист — талантливый француз Жан Доминик Рашет, профессор Петербургской академии художеств (в России его стали называть Яков Иванович).  Период  творчества Рашета пришелся на эпоху раннего классицизма, пропитанного идеями и канонами античного искусства Древней Греции.

Патриотические настроения в скульптуре

Продавщица апельсинов. Автор — Рашет. Серия «Торговцы и ремесленники».

Ж. Д. Рашет возглавил модельмейстерскую палату завода. Под его руководством и с одобрения императрицы в 1780-х годах на Императорском фарфоровом заводе выпустили серию фарфоровых фигур Народы России (около 100 скульптур), которую потом дополнили серией Петербургские ремесленники и уличные торговцы.

Отечественная война 1812 года и победа над Наполеоном всколыхнула патриотические настроения в России, возрос интерес к народной тематике в искусстве. В это время на Императорском фарфоровом заводе выпустили парные фарфоровые статуэтки (скульптуры) по моделям С. С. Пименова: Девушка с коромыслом — Водоноска и Парень-водонос.

Скульптура Водоноска, примерно, 1817 г. Модель С.С. Пименова,

А завод Гарднера (в Вербилках) в 1818 году начал выпуск фарфоровых фигур   обычных людей: продавцов, мастеров и других простонародных промышленников.

Водонос: фарфор, автор — Пименов. ИФЗ.

Эскизы этих скульптур возникли на основе  гравюр из журнала «Волшебный фонарь», которые были выполнены по рисункам художника К. Зеленцова. Эти фарфоровые фигурки пользовались небывалым спросом и потом их стали повторять и другие русские частные заводы. В этом смысле, ИФЗ был ограничен в своих творческих возможностях, потому что был императорским и выполнял заказ двора, не имея возможности самостоятельно определять, что ему выпускать.

Баба и Еврей, фарфор, завод Гарднера

Пасхальное битие яиц. Фарфоровый завод Гарднера.Середина 19 века.

 

Мужик с балалайкой. Завод Гарднера.

Продавец сбитня. завод Гарднера

 

 

Интересные статуэтки, изображавшие косарей, прях, пастухов, странников изготовлял завод А. Попова. И их охотно раскупал простой люд.

А во времена правления Николая Второго появились фарфоровые скульптуры серии Народы России по моделям П. Каменского, очень красивые и этнографически достоверные. Они были призваны укрепить единство русского народа, патриотизм.

Великоросс, Женщина Саратовской губернии, Олонецкая женщина — фарфоровые фигуры серии Народы России (ИФЗ), работы Павла Каменского. Государственный музей имени А. С. Пушкина.

 

Видео — как делают фарфоровые статуэтки (копируют фигурки Народы России)

А вот, дорогие друзья, сюжет передачи Галилео о том, как копируют известные фарфоровые скульптуры  на примере статуэток из серии Народы России.

Фарфоровые дамы и кавалеры

В 40-50-х годы 19 века, в эпоху второго рококо на ИФЗ появились изысканные фарфоровые статуэтки скульптора А. К. Шписа в виде молодых женщин и галантных кавалеров в костюмах 18 века и в образах античных героев.

А. Шпис. Вакханка. ИФЗ, Государственный музей имени А. С. Пушкина.

Фавн. Август Шпис. ИФЗ. Государственный музей имени А. С. Пушкина.

Дама с маской. Автор: Константин Сомов, 1906 год, ИФЗ

Завод А. Попова выпускал серию фигур, изображавших франтов, модниц, красивых продавщиц. Все эти статуэтки были исполнены по литографиям модных французских журналов или фарфоровым моделям европейских фарфоровых заводов и украшали богатые русские дома.

Но самыми яркими и интересными образами дам и кавалеров кажутся мне игривые и забавные фарфоровые куклы, выполненные в начале 20 века, в эпоху русского модерна, Константином Сомовым, членом объединения «Мир искусства», представители которого сотрудничали с ИФЗ.

Самые известная фарфоровая скульптура К. Сомова: Дама с маской. Яркая, манкая, веселая))

А посмотрите, в какой затейливой позе замерли Влюбленные Константина Сомова))

Эта парная фарфоровая статуэтка выпускалась в разном цветовом решении.

Заметьте, на первой — брюнет и блондинка, на второй — рыжий кавалер и брюнетка. Очень гармонично.. красиво)))

Антикварные фарфоровые статуэтки: Влюбленные, Константин Сомов, Императорский фарфоровый завод

Влюбленные. Автор — Константин Сомов. ИФЗ

К. Сомов. Фарфор. Влюбленные.

Тоже красиво, правда? Государственный музей имени А. С. Пушкина.

В те годы появилась одна очень  известная фарфоровая скульптура по модели С. Судьбинина Балерина Анна Павлова.

Революционный агитационный фарфор

Это миниатюрная скульптура Анны Ахматовой, автор — Наталия Данько. Государственный музей имени А. С. Пушкина.

После Октябрьской революции 1917 года новой власти требовалось распространить свои взгляды, идеологию и культуру на все сферы жизни.  В 1918 году ИФЗ национализировали и, сразу же переименовали в  «Государственный фарфоровый завод». Вместо императорских  он стал, он стал исполнять заказы Народного комиссариата просвещения. Большевики стремились превратить ИФЗ в «испытательную керамическую лабораторию республиканского значения», вырабатывающую «агитационный фарфор в высоком смысле этого слова — революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению».

Дама с попугаем. Работа В. Кузнецова. Государственный музей имени А. С. Пушкина.

Поэтому, появились новые фарфоровые герои, овеянные романтикой революции: Красногвардец (работы В. В. Кузнецова),  Работница, говорящая речь; Матрос со знаменем,  Партизан в походе, Волейболистка (это известные скульптуры Н. Я. Данько) и другие представители новой советской жизни.

Работница, говорящая речь

Эти скульпторы вместе с А. Щекотихиной-Потоцкой,  М. Лебедевой, М. Адамович и другими известными мастерами работали под руководством С. Чехонина. Которого потом впоследствии назовут мастером советского ампира.

Искусствоведы считают фарфор первых послереволюционных годов — одной из самых необычных и удивительных страниц в  истории декоративно-прикладного искусства, точно отразившей дух своего времени.

Конный дозор (Разведчики), 1937 г. Автор — Н.Данько.

Но в те годы выпускали не только агитационный фарфор. Но и просто красивых кукол… ))

С фарфоровой скульптурой и декорированием фарфора связаны имена не только Сомова, Лансере, Чехонина, но и других великих художников начала 20 века: В. Кандинского, К. Малевича, Б. Кустодиева, К. Петрова–Водкина и М. Добужинского.

Папанинцы (Экспедиция Папанина). Автор скульптуры — Н. Данько.

Кто-то из них воплощал образы современников в скульптуре, а кто-то расписывал посуду в новой, необычной манере, внедряя стиль супрематизма в искусство или пробуя новые приемы в декоративно-прикладном искустве.

О том, какие статуэтки выпускали на фарфоровых заводах в советское время, мы расскажем отдельно. А пока, можете посмотреть, что сейчас продается в Букинисте из фарфоровых фигурок животных.  Тоже очень милые игрушки.

И заходите к нам в антикварный салон Букинист! Мы всегда рады гостям!)))

Гармонист и Танцующая женщина (работы Б. Кустодиева), Государственный музей имени А. С. Пушкина.

 

Наталья Грекова.


Похожее:
Фарфоровые статуэтки в Букинисте (животные)
Конкурс от музея "Филимоновская игрушка"!
Как отличить настоящую Гжель?



Теги: , , , ,

Рубрики: Статуэтки и скульптура ,Фарфор и керамика

Комментарии: