Июн 20

Как появился фарфор

Автор: Антикварный салон Букинист
Красивое фото антикварного фарфора из Англии

Английские чайные пары, фарфор. Фото: white-porcelain.co.uk

Фарфор — восхитительный материал, тонкий, мелодичный. Сквозь его стенки мягко просвечивает солнце, а изделия из  этой полупрозрачной керамики делают нашу жизнь красивой  радостной.

Родина фарфора — Древний Китай. Китайские мастера-керамисты так долго хранили секрет производства фарфора и поражали его красотой и изяществом остальной мир, что в английском языке название страны и фарфора склеилось. И стало обозначаться одним и тем же словом - China.

Когда появился древний фарфор

Фото древней китайской посуды - первый фарфор

Древняя китайская посуда. Фото: sns.fjsen.com

Уже в 100 г. н.э. китайские ремесленники нашли способ обжига керамики в печах при очень высокой температуре. Но это было только начало. Технология производства и материалы, используемые для изготовления керамики, нуждались в усовершенствовании.

Антикварные находки при кораблекрушениях - китайская ваза династии Йан

Эту китайскую вазу нашли на дне моря, внутри древнего корабля, потерпевшего крушение. Она была изготовлена в период 1206-1368 г.г. Фото: history.cultural-china.com

Древние китайские мастера создавали свои фарфоровые вазы и другие горшки вручную, гончарный круг изобрели позднее. Составы для производства древней китайской керамики содержали каолин, но фарфор все еще не получался белым. 

Цветов глазури для фарфора было немного, потому что редкие минералы, которыми подкрашивали глазурь, могли выдержать высокотемпературный обжиг. Проблема была и в том, что поверхность готового фарфорового изделия не всегда получалось гладкой. 

Однако, китайский фарфор был удивительно прочным по сравнению с обычными глиняными горшками. И красивым. Никто в мире не умел делать такую тонкую и изящную керамику. Только китайцы обладали секретом производства фарфора. И хранили его многие века.

Фарфор и нефрит (селадоны)

Фото фрагмента фарфоровой китайской вазы с драконом -  селадоны

Дракон на вазе-селадоне. Фото: liveauctioneers.com

Ученые предполагают, что древние китайские гончары искали заменитель дорогому природному камню нефриту, из которого раньше делали чашки и другую посуду.

И в результате их поисков появился ранний китайский фарфор Селадон.

Гончары стремились сделать керамическую посуду похожей на прекрасный светящийся зеленый камень. Который всегда ценился китайцами дороже золота и серебра.

Бусы из нефрита - фото

Нефритовые бусы. Фото: necklase.com

Нефрит — национальный символ Китая. Китайцы называют его божественным, камнем Земли и Неба и камнем спокойствия.   Считалось, что у нефрита есть 5 основных достоинств, которые соответствуют душевным качествам:

  • мягкий блеск нефрита олицетворяет милосердие;
  • прочность — умеренность и справедливость;
  • не поддающаяся подделке структура камня — чистоте и честности;
  • звук при ударе — символизировал мудрость;
  • негибкость — мужество.
Зеленый китайский нефрит - фото

Разные виды зеленого нефрита. Фото: hanjiayan0122.blog.163.com

Думаю, что китайские фарфоровые мастера не только искали  рациональный путь изготовления посуды, их душа требовала повторить волшебство природы, сотворившей прекрасный камень Нефрит. И поэтому, они так настойчиво и последовательно испытывали новые составы для получения нефритовой керамики.

Как выглядит посуда из фарфора - селадоны

Тарелочка-селадон. Фото: qyzxm.com

Цвет такого фарфора получался зеленоватым и перетекал в цвете серого к зеленому голубому, расплескиваясь по вазе нежнейшей голубовато-нефритовым глазурью. Рисунок на фарфоре имел сложный продуманный узор, который после обжига делал фарфор похожим на настоящий нефрит. Такой нефритово-зеленый фарфор стали называть Селадон.

Селадоны повторяли нефрит не только окраской и природным рисунком, он издавал мелодичный звук при ударе и был толстостенным, как и настоящая нефритовая посуда.

Не удержусь, процитирую поэтичное и страстное высказывание Ивана Гольского о Селадоне:

Именно нефриту должен был подражать ранний китайский фарфор – селадон, покрытый нежнейшей зеленовато-голубой глазурью, чей цвет становится еще более интенсивным и богатым в оттенках, в рельефе растительного рисунка, процарапанного в фарфоровом черепке. Удивительно, что объединив природные свойства камня и растения, мастеру удалось непостижимым образом получить идеал высоконравственного человека, воплощающего в себе все то, к чему стремились конфуцианские мыслители: селадон передает идею богатства и простоты, великолепия и неискушенности, учености и милосердия.

Селадоны производили  вплоть до 11 века. А потом китайский фарфор приобрел классический бледно-зеленый цвет.

Что означает слово Селадон

Фото вазы цвета селадон

Селадон. Фото: latimesblogs.latimes.com

Одна из теорий происхождения термина Селадон, выдвинута  Годфри Сэнт Джорджем Монтегю Гомперцем (Godfrey St George Montague Gompertz).

Он был известным писателем и коллекционером древней азиатской керамики, родившемся в Калькутте, и прожившем большую часть жизни в Японии и Корее.

Гомперц считал, что слово «селадон» происходит от  двух санскритских слов, и эта фраза переводится как «в оболочке из камня», отражая вид и свойства этого раннего китайского фарфора.

Появление гончарного круга

Как делают вазы на гончарном круге - фото

Изготовление керамики на гончарном круге. Фото: ehow.com

Примерно, в 200 году нашей эры в Китае появился гончарный круг.

Что существенно улучшило качество фарфора и облегчило труд ремесленников. Горшки и вазы получались более плотными,  правильной формы, с гладкими стенками. И процесс изготовления ускорился.

Белый фарфор

История фарфора - фарфоровая ваза, Китай, 17 век.

Сине-белая фарфоровая ваза, 17 век. Фото: eliteauction.com

Примерно, в 6 веке, в Северном Китае появился настоящий белый фарфор. Чистый белый цвет фарфора дал лучшую основу для воплощения художественных фантазий ремесленников. Так и начало развиваться искусство китайской вазописи.

Между 7 и 13 веком технология производства фарфора была, примерно, одинаковой для всего Китая. Только на севере делали белый фарфор, он назывался «Северный Белый», а на юге — нефритово-зеленоватый, он назывался «Южный Селадон».

А потом, когда китайские гончары придумали новые составы для приготовления цветной глазури для росписи,  которая сохранялась при обжиге и новые способы росписи и обжига,  фарфор засиял яркими и сочными красками жизни.

Красивая фарфоровая китайская ваза с рыбками

Не вспоминается ли вам Анри Матисс? Может быть. и он видел эту вазу? )) Фото: orientaldiscovery.com

Распространение фарфора по миру

К 1100 году секрет изготовления фарфора узнали корейцы.  Потом он проник в Японию, Индию, Турцию и на Арабский Восток. Азиатские мастера обогатили фарфор новыми формами, рисунками, орнаментами, сюжетами и техниками росписи.

Турецкий фарфор, Изник (Никея)

Турецкая фарфоровая тарелка из Никеи (Изника), фото: startstudioarts.si.edu

Вазы Имари - японский фарфор

Имари. Фото: trocadero.com

На японский фарфор оказало большое влияние искусство мастеров Китая и Кореи. Один из самых популярных видов японского фарфора с жизнерадостным и изящным рисунком  на большом белом пространстве называется Какиэмон (Kakiemon).

Японский фарфор  Имари (Imari) наполнен затейливым густым рисунком и украшен иссиня-черной краской в сочетании с кирпично-красной и позолотой.

А фарфор Арита (Arita), в основном, по цвету напоминает нашу Гжель, ее расписывают синей (кобальтовой) подглазурной росписью.

Как выглядят фарфоровые медальоны из обломков китайской керамики

Старинные медальоны из черепков китайской посуды. Фото: thefind.com

В 1400 году китайский фарфор стал появляться в европейских столицах. А в 1508 году португальские купцы привезли много фарфора,  так началось его  широкое проникновение в Европу. Китайский фарфор в доме считался признаком богатства, благополучия и хорошего вкуса. Стоил он очень дорого, а европейские модницы даже носили медальоны из черепков китайского фарфора.

Но никто не знал, как сделать эту великолепную, тонкую белую посуду с мелодичным звоном. Получилось, что сначала китайцы мечтали изобрести материал, похожий на нефрит, а потом европейцы — материал, похожий на фарфор. Результат был и у тех, и у других.

Какой фарфор получился у европейцев

Мягкий фарфор

Красивая антикварная тарелка - Китай, династия Мин.

Тарелка фарфоровая, Китай, период Династии Мин, начало 17 века. Фото: ahis335.blogspot.com

Керамисты Испании и Италии пытались подражать китайцам. Но очень трудно было найти правильные пропорции и определить состав фарфоровой массы, понять — в чем секрет: в сырье или технологии обжига? Искусство производства фарфора рождалось и совершенствовалась многие века, а европейцы хотели получить быстрый результат.   

Европейцы пробовали добавлять стекло, костяную муку полевой шпат и разные другие компоненты в попытках угадать состав китайского фарфора.  В результате у европейских керамистов получился мягкий фарфор, который иногда называют искусственным.

Попытки отрыть тайну восточного фарфора предпринимались в течение почти 200 лет в Италии, Франции и Англии. Но в результате этих экспериментов получались материалы, похожие на стекло и только отдаленно напоминавшие фарфор.

В какой-то момент европейские керамисты перестали искать секрет производства фарфора и стали делать белую керамику из того сырья, которое у них было.

Больших успехов в имитации фарфора достигли керамисты при дворе Медичи в Венеции.

Другой ранний европейский фарфора был произведен на Руанской мануфактуре в 1673 году, которая называлась Porcelaine française.  

Потом на французской фабрике в Сен-Клу усовершенствовали рецепт  фарфоровой массы и получили отличный образец фаянса. Керамика получилась белой, достаточно прочной, гладкой и красивой.

Другой вариант мягкого фарфора изготовили в Шантильи. Потом, во второй половине 18 века появился завод в Винсеннесе, который потом переехал в более просторное помещение в Севре. Севрский фарфор долгие годы был крупнейшим производителей фарфора во Франции и даже во всей Европе.

Первые английские фарфоровые мануфактуры появились в  Челси, Дерби и Боуи. А в середине 18 века в Англии научились делать костяной фарфор (в него добавляли костную золу), рецепт которого позже усовершенствовал Иосиа Спод.

Блюдо для торга из костяного фарфора.

Блюдо для торта, костяной фарфор, Англия, период 1880-1900 г.г. Фото: cakestandheaven.com

Английские керамисты недолго подражали в декоре фарфора китайским мастерам, они создали свой английский стиль росписи — викторианские розы, другие красивые цветы и романтические пейзажи.

Антикварный фарфор - Англия, Вустер

Красивые антикварные тарелки из Музея фарфора в Вустере. Фото: driwancybermuseum.wordpress.com

Особенности мягкого фарфора

Фото конфетницы из костяного фарфора

Это верхняя часть фарфоровой конфетницы начала 20 века, костяной фарфор. Фото: cakestandheaven.com

Мягкий фарфор требовал более низкой температуры обжига и уступал по качеству китайскому. Изменение температуры благотворно отразилось на декоре мягкого фарфора: теперь бОльшее количество красок и оттенков могли выдержать новую температуру обжига. Кроме расширения цветовой палитры, европейская технология требовала меньше топлива для печей, что снизило общие производственные расходы.

Английский фарфор начала 19 века- -фото красивой тарелки.

Фарфоровая тарелка производства Джона Роуза & Co. Фото: rubylane.com

В чем секрет производства фарфора

Фото разноцветной антикварной вазы из фарфора, Китай

Красивая китайская ваза. Фото: dreamstime.com

Китайский секрет фарфора заключался в составе сырья и особенностях обжига.

В провинции Цзянси были огромные запасы фарфорового камня. Это такая горная порода, состоящая из кварца и слюды. Один из крупнейших городов провинции Цзянси, Цзиндэчжень, по сей день считается столицей фарфора.

Фарфоровую массу изготовляли из порошка фарфорового камня и из полежавшей много лет китайской глины — каолина, которая после такой обработки приобретала пластичность. Каолин обладал бесценным качеством — он придавал фарфору белизну.

Антикварный фарфор с изображением рыбок

Древние китайские вазы с рыбками. Фото: documentaries2bseen.blogs.sapo.pt

Глазурь разной степени прозрачности наносили на изделие в несколько слоев. И эта наложенная друг на друга прозрачность придавала фарфору неповторимый матовый блеск, присущий китайскому фарфору.

Тайна обжига фарфора заключалась в правильном составе смеси различных видов почвы, используемой при обжиге, в зависимости от легкости их сплавления. Европейцам для нахождения правильного ответа потребовались энциклопедические знания: в области геологии, металлургии, физики и химии.

Твердый фарфор

Фото антикварной фарфоровой тарелки, Германия, Мейсен.

Мейсенский фарфор. Фото: robertaonthearts.com

Твердый фарфор начали производить в Германии (Мейсене) в 1708 году. Немцы строго охраняли секрет производства мейсеновского фарфора.

В России тайну производства твердого фарфора первым разгадал в 1740 году русский ученый Д. И. Виноградов.

Он работал в Санкт-Петербурге Невской порцелиновой мануфактуре, которая позднее получила название — Императорский фарфоровый завод, после — Государственный фарфоровый завод имени Ломоносова, более известный в наше время как ЛФЗ (Ленинградский фарфоровый завод).

Красивый чайный сервиз ЛФЗ

Фарфор ЛФЗ. Фото: vmdpni.ru

Виноградов был очень талантливым и умелым человеком. Он знал гончарное дело во всех тонкостях, рисовал, умел глазировать посуду,  написал первую в России книгу о фарфоре.

Виноградову удалось разгадать «китайский секрет», но его судьба была печальной. Императрица, боясь выпустить из рук такой ценный и дорогой секрет, приковала Виноградова цепью и он жил в тоске в заточении. От чего ученый спился и умер в возрасте 38 лет.

Почти одновременно с Виноградовым, секрет фарфора открыл Иван Гребенщиков, сын Афанасия Гребенщикова, хозяина  фаянсовой фабрики в Москве.

И вот на основе их открытий в России стали появляться новые заводы по производству фарфора: фабрика Гарднера в селе Вербилки (Государственный Дмитровский завод), керамическое производство в Гжели, завод А. Миклашевского, завод А. Попова, акционерное товарищество М. С. Кузнецова, и наши скульпторы и художники-керамисты  начали осваивать новую технологию и создавать прекрасный русский фарфор.

Фото чашки и блюдца из фарфора - антикварная керамика.

Чайная пара, Императорский фарфоровый завод.

 

Наталья Грекова.

 


Похожее:



Теги: , , , , ,

Рубрики: Фарфор и керамика

Комментарии: